Его история началась в годы первой мировой войны, когда русская армия ощутила острую нехватку автоматического стрелкового оружия. В 1916 году в Петрограде было создано Первое русское акционерное общество ружейных и пулеметных заводов, чтобы реализовать предложение датского синдиката «Dansk Rekilriffel Syndikat» о строительстве в центре России нового пулеметного завода.
27 августа 1916 г. началось возведение первых корпусов Ковровского пулеметного завода. Эту дату принято считать днем рождения завода (имя В.А. Дегтярева предприятие носит с 1949 г.). 12 августа 1917 г. артиллерийскому приемщику были сданы первые ружья-пулеметы системы датского конструктора Мадсена.
Однако настоящее становление завода связано с деятельностью выдающегося русского ученого и конструктора, изобретателя первого в мире автомата, В.Г. Федорова (1874—1966, в Коврове работал в 1918—1931 гг.) и его ближайшего ученика и помощника, выдающегося конструктора В.А. Дегтярева (1880—1949, в Коврове в 1918—1949 гг.). Они были направлены в Ковров Главным артиллерийским управлением в начале 1918 г., в самый критический момент, когда прежние хозяева — петроградские и датские предприниматели приняли решение о прекращении производства и закрытии завода. В. Г. Федоров и В.А. Дегтярев смогли спасти предприятие и наладить здесь производство отечественного оружия. В 1919 г. завод был национализирован. В 1921 г. В.Г. Федоров создал на заводе первое в стране проектно-конструкторское бюро по разработке автоматического стрелкового оружия.
16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии авиационным и пехотным стрелковым вооружением завод награжден орденом Ленина.
В послевоенный период завод продолжил конструирование и производство стрелковопушечного оружия. Именно здесь при активном участии ковровских специалистов и рабочих М.Т. Калашников подготовил к успешным испытаниям первые образцы автомата АК-47.
Одновременно во второй половине 1945 г. заводу поручается изготовление 12 наименований изделий гражданской продукции, а в 1946 г. — освоение изготовления и выпуск дорожного мотоцикла с одноцилиндровым двухтактным двигателем с объемом цилиндра 125 см3. Для выполнения нового поручения на заводе создали самостоятельное мотопроизводство. До конца 1946 г. было выпущено 280 мотоциклов К-125, а в 1949 г. их выпускалось уже по 5000 в месяц. Ковровский завод открыл новую страницу своей трудовой биографии. С 1950-х годов начался выпуск дорожных и спортивных мотоциклов с объемом двигателя 175 см3, модели «Ковровец» и «Восход» экспортировались в десятки стран мира, успешно участвовали в международных ралли и соревнованиях. Всего с момента выпуска первого мотоцикла на заводе было произведено свыше 8 млн. единиц мототехники. С 1957 года в Коврове начали проводиться ежегодные традиционные зимние мотокроссы, которые вошли в календарь в календарь всесоюзных и всероссийских соревнований.
Технические виды спорта всегда были популярны в Коврове: соревнования по мотоболу и мотокроссу проводятся здесь уже почти полвека.
«Первенец» завода – мотоцикл «К-125»
В 1992 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» государственное предприятие Завод имени В.А. Дегтярева получил статус Открытого Акционерного Общества «Завод имени В.А. Дегтярева».
В последние десятилетия XX века коллектив дегтяревцев продолжал осваивать производство самых новейших видов продукции оборонного и гражданского назначения по разработкам конструкторов ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» и фирм-партнеров: Конструкторского бюро приборостроения (г. Тула), Конструкторского бюро машиностроения (г. Коломна), научно-производственных центров Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов страны.
ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» вступил в XXI век с доброй репутацией предприятия высоких технологий, оснащенного современным оборудованием как в основных цехах, так и во вспомогательных подразделениях. Возможности коллектива многократно возрастают благодаря широкому внедрению компьютерной техники на всех этапах — от проектирования и конструирования отдельных изделий до управления предприятием в целом. Мощный технический потенциал и высококвалифицированные кадры в сочетании с постоянной готовностью к переориентации производства служат крепкой базой для оперативного выполнения самых сложных работ с учетом постоянно изменяющихся потребностей.
Свыше 50 лет ОАО «Завод им.В.А.Дегтярева» господствует на российском рынке мотопродукции. В его арсенале целая гамма различной техники, начиная от малокубатурных 36-кубовых мокиков и заканчивая 200-кубовыми двух-, трех- и четырехколесными мотоциклами.
За заслуги в развитии российского мотопроизводства ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» неоднократно награждалось дипломами и памятными призами на российских и международных выставках. «ЗиД-50-Пилот» в 1999—2000 гг. стал бестселлером продаж на российском рынке и по итогам 2001 г. вошел в число 100 лучших товаров России.
Кроме мотопродукции на сегодняшний день ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» занимается производством промышленных швейных машин класса 0810, сухозаряженных аккумуляторных батарей, фасовочного оборудования для пищевой промышленности класса М6АР2Т.
ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» поддерживает деловые отношения более чем с 1000 предприятий и фирм как в России, так и за ее пределами. Гражданская и оборонная продукция с маркой «ЗиД» экспортируется в десятки стран мира, с успехом демонстрируется на крупнейших всероссийских и международных выставках и ярмарках.
По данным журнала «Эксперт» ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» входит в число 200 крупнейших компаний России.