Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. Именно здесь в 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П.В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых "Ижей". Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914-1918 годах московским заводом "Дукс" и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом.
В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла "Иж-350" - сделал копию немецкого "ДКВ-NZ 350". Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода.
Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60 годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время "испытательными стендами" для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл "Иж-350С" с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла "Иж-50".
В 1951году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель "Иж-49".
За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов "Иж-49", завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. В последствии - выпущена опытная партия машин с колясками.
В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. "Иж-54" для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а "Иж-55" для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л.с.
Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель - "Иж-56", а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию.
По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с.. Неудивительно, что "Иж-56" стал более массовой моделью. Его "тираж" за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.
В это же время создается несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов "Иж-350" и "Иж-49" появляются спортивные машины "Иж-350С", "Иж-50", "Иж-50А", "Иж-50Б", на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки "Иж".
В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов "Иж-54" и "Иж-54А" для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы "Иж-55М" и "Иж-55К" для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надежными моделями "Иж-57М" и "Иж-57К".
На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача - подготовка к выпуску мотоцикла "Иж-Юпитер".
Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сохранял экипажную часть "Иж-56", но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году.
С 1962 года на базе машины "Иж-56" освоено производство мотоцикла "Иж-Планета". Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с "Иж-Юпитером". Гарантийный пробег "Иж-Планеты" по сравнению с "Иж-56" возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.
Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освое-нием новых дорожных мотоциклов "Иж-Планета-2" и "Иж-Юпитер-2".
1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов "Иж-Планета-3", "Иж-Юпитер-3", "Иж-Юпитер-3К", "Иж-Планета-Спорт". В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить "Иж-Юпитер-3", мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям "Иж-Планета-3" и "Иж-Юпитер-3" был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведен в 1975 году до 250 тысяч в год.
Особняком стоит мотоцикл "Иж-Планета-Спорт", разработанный в 1974 году.
Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Двигатель в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодежи.
В начале 80-ых годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов "Иж-Юпитер-4". А в 1982 году появилась "Иж-Планета-4" с новым 12-вольтовым электрооборудованием. В дальнейшем, в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро, создается и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы "Сатурн", "Орион", "Сириус". Наиболее оригинальным из них был "Сатурн" - машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель.
С 1985 года началось производство мотоцикла "Иж-Юпитер-5" с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка "аварийного запуска", отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. "Иж-Планета-5", выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и "Юпитер". В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов "Орион", "Марафон" и "Спринтер". По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.
В период 1992-96 гг. разработаны грузовой боковой прицеп "Иж 9.204" и грузовой модуль "Иж 9.604 ГР". Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств "Планета" или "Юпитер". Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трехколесный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колес. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.
С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 - на базе двигателей "Иж-ПС" и СД 1012 - на базе двигателя "Иж-П-5". Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа "Иж МП-1" с двигателем СД 1012.
1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла "Иж 6.92001" для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла "Иж 6.920ГР" с двигателем "Иж-Ю-5" Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.
В период 1996-2000 годов разрабатывается принципиально новая модель - мотоцикл "Иж 6.113-05" в стиле чоппер, отличающийся необычным для ижевских мотоциклов дизайном.
Сегодня планы предприятия ОАО "Ижевские Мотоциклы" вдохновляют. С текущего 2001 года вышел в серию мотоцикл в стиле чоппер и появится на мотоциклетном рынке в количестве не менее трех тысяч штук. Кроме этого, продолжается выпуск традиционных мотоциклов моделей "Планета" и "Юпитер", которые продаются как на внутренний рынок, так и на экспорт. В будущем намечена работа по их модернизации: корректировке их внешнего облика.
Ни для кого не секрет, что современный моторынок предъявляет высокие требования, поэтому одной из приоритетных задач, сегодня, является освоение четырехтактного двигателя, позволяющего значительно повысить потребительские свойства мотоциклов марки "ИЖ".
На смену уже существующей мотопомпе МП-1 должна прийти новая модель МП-2, эксплуатационные характеристики которой будут значительно улучшены. В 2001 году запланировано проведение подготовки производства к выпуску стационарных двигателей СД-102, СД-103, которые могут устанавливаться на газонокосилки, мотопомпы, генераторные установки, малогабаритную сельскохозяйственную технику. Однако основной задачей на текущий год является разработка и освоение перспективных моделей мотоциклов, рассчитанных на использование разными возрастными категориями: 36-кубовый мокик и 50-кубовый мини-чоппер.
Таким образом, работа предприятия ОАО "Ижевские Мотоциклы" направлена на расширение ассортимента предлагаемой продукции, повышение ее качества, создание элегантной, недорогой и удобной в эксплуатации и обслуживании техники.